Будущим водителям расскажут про беспилотники и увеличат практические часы вождения в городе
Согласно приказу Минпросвещения, автошколы должны будут переработать свои учебные программы под новые требования до конца лета. В частности, предлагается больше времени уделять обучению граждан навыкам вождения в условиях городского движения, а также разрешается выезд учебных автомобилей на автомагистрали. При этом в профессиональном сообществе документ раскритиковали, так как все проблемы и недостатки старой программы обучения были сохранены.
Теория обогнала практику
Приказ Минпросвещения №808, содержащий новые «примерные программы» обучения граждан в автошколах, 1 сентября 2022 года придет на смену действующему приказу Минобрнауки №1408 и другим ранее изданным ведомственным документам, регламентирующим образовательный процесс для будущих водителей. Вместе с тем, как рассказала нашему изданию председатель Правления Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, новый приказ процентов на 90 содержит положения предыдущего нормативного акта.
Еще в 2018 году было пожелание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения включить в примерную программу обучения водителей пункт про беспилотные транспортные средства — автомобили с разной степенью автоматизации. Такой пункт внесли. В теоретический курс добавили два часа на изучение «электронных систем помощи водителю» и особенностей управления автомобилями «с высокой степенью автоматизации». Однако, по мнению Елены Зайцевой, нововведение получилось достаточно странным, так как непонятно, чему все-таки учить курсантов.
«О различных системах автоматической парковки или курсовой устойчивости автомобиля мы и раньше ученикам рассказывали, — пояснила она. — Что касается беспилотников, то сейчас в законодательстве до сих пор ничего нет про авто с высокой степенью автоматизации. А рассказывать мы что-то должны».
Больше часов выделят на город
Пока готовили «беспилотный» блок и проводили его через бюрократические этапы согласования, документ претерпел еще ряд изменений. В частности, убрали требования к размеру учебной площадки при подготовке водителей по категории В. Ранее указывалось, что площадь автодрома должна была составлять не менее 0,24 га.
Также увеличили время на практическую подготовку водителей в городе. Сегодня, например, при обучении на категорию B из 56 часов, отпущенных на обучение навыкам вождения, 24 отводятся на «площадку» и 32 часа — на «город». Теперь соотношение — 18 и 38 часов соответственно.
Это связано с изменениями в правилах сдачи экзаменов в ГИБДД с 1 апреля 2021 года, пояснила Елена Зайцева.
«Теперь нет экзамена на закрытой площадке, — напомнила она. — Испытания проводятся в реальных дорожных условиях. Поэтому нет необходимости тренировать ученика на площадке. Но я вообще не понимаю, зачем нужно жестко закреплять количество учебных часов на площадке и в городе?»
По словам эксперта, у разных учеников материал и навыки усваиваются по-разному. Готовы они к выезду в город или нет — это должна определять сама автошкола.